Корпоративная социальная ответственность

В западных компаниях корпоративную социальную ответсвенность понимают в более узком смысле, а именно:«социальная ответственность – это способность и желание бизнеса по собственной воле заниматься вопросом, не только прямо не связанным с производством, продажей товаров и услуг, но и благополучием общества той страны, в которой компания работает".

Наиболее популярные представления о социальной ответственности бизнеса можно свести к трем суждениям. Они не исключают друг друга, встречаются совмещенные позиции и переходные формы:

  1. Никакой социальной ответственности у бизнеса быть не может, поскольку главная цель любого бизнеса – получение прибыли, а социальная сфера – забота исключительно государства.

  2. Социальная ответственность подразумевает ответственность компаний перед государством за уплату налогов и перед персоналом за выплату заработной платы.

  3. Бизнес выстраивают свою социальную политику, интегрируя социальные вопросы в основную деятельность, а также делает социальные программы, выгодными для себя.

Профессор М. Ван Марревиик из Эразмус Университета (г. Роттердам, Нидерланды), одного из ведущих учебных и научных центров по изучению КСО, представляет такое определение «КСО – это включение социальных и экологических вопросов в процесс бизнеса и его взаимодействие с заинтересованными сторонами»

Российские исследователи КСО, финансирование деятельности которых производится частными национальными и иностранными бизнес-структурами, осознающими и понимающими общемировую тенденцию усиления социальной ответственности бизнеса, также предлагают свои толкования КСО. Например, Ассоциация менеджеров России считает, что «социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума». Основными принципами КСО являются добровольность, направленность внепроизводственных мероприятий на решение проблем в различных сферах жизнедеятельности общества, сопряженность мероприятий КСО с основной деятельностью компании и больший по сравнению с действующим законодательством спектр социально ответственной деятельности.

В прежние годы, когда речь заходила о КСО, имелись в виду только группы лиц, непосредственно связанные с компанией (служащие, акционеры, клиенты). Хотя дискуссия о характере степени и степени социальной ответственности корпораций продолжается по сей день, уже совершенно ясно, что именно корпоративные службы паблик Рилейшнз должны играть решающую роль в формировании политики и программ, направленных на обеспечение и реализацию социальной ответственности организации.

Несмотря на то, что приверженцы прежних взглядов еще сохраняются, число руководителей, считающих, что единственной задачей бизнеса является получение прибыли и расширение производства, постоянно сокращается. С помощью служб PR корпорации осуществляют целевое финансирование благотворительных программ, повышают уровень экологической ответственности, осуществляют программы информирования населения, проживающего на территориях вблизи предприятий, а также взаимодействуют с местными общественными организациями и властями с целью поддержки образования, культуры, здравоохранения и др.